Трамплин в космос Маска сработал. Почему успешный тестовый полет орбитальной капсулы Crew Dragon, является поворотным моментом для США и мира. Когда в 2014 году Россия аннексировала Крым и в ответ президент США Обама наложил санкции на Москву, тогдашний вице-премьер и нынешний руководитель “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин, был особенно сердитым и метафорическим.

“После анализа санкций против нашей космической отрасли, я рекомендую США перевозить своих космонавтов на Международную космическую станцию (МКС)с помощью трамплинов”, саркастически объявил он в своем Твиттере.

Намек Рогозина был более чем ясен: после выхода на пенсию последнего космического челнока в 2011 году, космическое агентство США НАСА потеряло возможность самостоятельно запускать людей в космос и пришлось прибегать к услугам России. На практике существование МКС, самого дорогого объекта в истории человечества стоимостью около 150 млрд. долл. по состоянию на 2010 год, полностью зависел от благосклонности Кремля и стал обменной монетой в глобальном геополитическом шахматном матче.

Угроза российского вице-премьера никогда не происходила на практике, но продолжала висеть над головой США, а также другими космическими партнерами МКС – ЕС, Японии и Канады, в качестве дамоклева меча в течение почти шести лет. Между тем, стоимость одного места для перевозки космонавта на борту российского космического корабля “Союз”, достигла астрономических 90 млн. долларов.

Конец российской монополии

Однако все это закончилось в субботу, 30 мая и это не благодаря НАСА или любому другому мощному Государственному агентству, а частной, не большой фирме. Она успешно запустила свою первую ракету только в 2008 году и это только с четвертой попытки, когда он был уже на грани банкротства. Вы, наверное догадались, что речь идет о SpaceX-первой частной компании, которая смогла достичь околоземной орбиты и первой, кто создал многоразовые ракеты.

Трамплин в космос Маска сработал
Трамплин в космос Маска сработал

В конце прошлой недели космическая фирма технологического млрд. Илана Маска, наконец смогла украсить себя еще одной золотой медалью, став первым частным оператором пилотируемых полетов на Международную космическую станцию, благодаря орбитальной капсуле Crew Dragon. Таким образом, российская монополия при отправке космонавтов на орбиту находится на шаг впереди истории.

Здесь необходимо сделать важное уточнение, что это только первый тестовый полет частного орбитального аппарата с людьми на борту. Кроме того, до сих пор была завершена только его первая часть-запуск и посадка ракеты-носителя, а также стыковка пилотируемой капсулы с МКС. В течение следующих одного-трех месяцев предстоит более рискованная фаза-противоположное проникновение Crew Dragon в атмосферу и его приведение в Атлантический океан.

По словам Илана Маска, это часть миссии, которая в наибольшей степени беспокоит его. Путешествуя со скоростью около 8 км. в секунду, капсуле необходимо будет освободиться от ее грузовой секции и солнечных панелей, а затем замедлить ее скорость благодаря трению между атмосферой и ее тепловым щитом, изготовленным из термостойкого сплава PICA-X. До сих пор Crew Dragon делал это только один раз, и он перевозил на борту только сенсорный динамический манекен, но не живых людей.

Только после безопасного возвращения астронавтов-испытателей Боба Бенкена и Дуга Харли, НАСА будут сертифицированы частные орбитальные аппараты для регулярных космических полетов. Если все пройдет гладко, первый официальный экипаж из трех американцев и одного японца, прибудет на борт Crew Dragon 30 августа. Однако еще в субботу Илон Маск спонтанно воскликнул, косвенно отвечая Дмитрию Рогозину с опозданием в почти шесть лет: “Трамплин сработает!”

Рыночная экономика на орбите

Миссия Crew Dragon в субботу, является историческим поворотным моментом по другой причине. 12-минутный полет капсулы с космодрома во Флориде на околоземную орбиту и последующее 19-часовое “преследование” Международной космической станции, на самом деле являются кульминацией в многолетних усилиях НАСА полностью изменить свою философию космических исследований. Идея состоит в том, чтобы все операции в близлежащем околоземном пространстве постепенно приватизировались и передавались таким компаниям, как SpaceX.

Таким образом, агентство пытается постепенно развиваться от производителя космического оборудования, к потребителю услуг по конкурентному принципу. Согласно видению космической администрации США, таким образом, ограниченные ресурсы будут использоваться более эффективно, а собственные производственные мощности НАСА будут в основном зарезервированы для миссий, которые на данный момент находятся вне интересов и возможностей частного сектора.

Для этого в 2010 году, НАСА дает начало инициативе коммерческого развития экипажа, которая впоследствии переименована в коммерческую программу экипажа. В рамках этой программы в 2011 году, агентство расслабляет целевое финансирование на четыре компании, которые начинают разработки своих орбитальных аппаратов – гигант Boeing, Blue Origin мултимилиардера Джеффа Безоса, SpaceX на Илона Маска и Sierra Nevada Corporation, разработавшая Dream Chaser.

Однако к третьему этапу проекта, доходят только две компании-Боинг и SpaceX. В сентябре 2014 года они подписывают контракты с НАСА и получают гигантские гранты-4,2 млрд. и 2.6 млрд. долл., которые должны быть предоставлены в течение 5 лет. Впоследствии финансирование увеличилось до 5,1 и 3,1 млрд. долл. Для этой суммы Boeing должен разработать капсулу CST-100 Starliner с нуля, а SpaceX должен модифицировать грузовой корабль Dragon в двух версиях, чтобы он мог перевозить не только оборудование, но и астронавтов.

И хотя большую часть времени Боинг пользуется более щедрым финансированием и почти открыто является фаворитом НАСА, в финале компания Маска сделала шаг вперед. Причина: CST-100 Starliner сталкивается с серьезными техническими проблемами – вначале были утечки в системе двигателя, во время аварийного испытания катапульты открылись только два из трех парашютов и наконец, орбитальный беспилотный полет в отличие от SpaceX, оказался неудачным.

после ошибки программного обеспечения, произошло хаотическое зажигание двигателя, чрезмерное истощение топлива и невозможность достичь Международной космической станции. После нескольких месяцев анализа данных миссии, НАСА решило запросить повторный беспилотный тест CST-100 Starliner и отложило возможный полет астронавтов с капсулой на 2021 год.

Таким образом, в финале SpaceX оказался последней надеждой США на восстановление способности пилотировать полеты в космос до того, как их действующий контракт с “Роскосмосом” истечет. После возможного успешного завершения нынешней миссии Crew Dragon, отношения НАСА с россиянами, вероятно перейдут на качественно новую плоскость – вместо того, чтобы США платили за полет на борту “Союз”, два космических агентства будут заменять места на двух капсулах бартерного принципа.

Трамплин в космос Маска сработал

Трамплин в космос Маска сработал
Трамплин в космос Маска сработал

Полет каждого астронавта с Crew Dragon, также будет стоить НАСА в размере 55 млн. долл., что значительно меньше, чем тариф “Роскосмоса”. Или даже Боинг для Starliner, где каждое место также составляет около 90 млн. долл.

Судя по всему, это только начало космической приватизации. В начале мая НАСА объявило о трех грантах для разработки частных спускаемых аппаратов, которые должны были посадить следующих американских астронавтов на Луну в 2024 году, в рамках программы Artemis. Они пойдут в Blue Origin, SpaceX и консорциум Dynetics.

SpaceX и в будущем – возможно Боинг, также получат зеленый свет, чтобы отправлять космических туристов с Crew Dragon, в том числе двумя посетителями МКС каждый год. И если мы будем судить по заявлениям директора НАСА Джима Брайденстайна, одним из будущих посетителей орбитального комплекса, действительно может быть актер Том Круз, чтобы снять первый фильм в невесомости.

5 2 голоса
Рейтинг Статей
Бизнес Блог под Ключ!


Войти с помощью: 
Подписаться
Уведомление о
guest

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

1 Комментарий
Встроенные Обратные Связи
Просмотр всех комментариев